Цели, задачи и показатели цифровой трансформации госуслуг .
В мае 2018 года Указом Президента РФ № 204 были утверждены направления разработки национальных проектов, среди которых была цифровая экономика.
В национальный проект «Цифровая экономика» были включены задачи по приведению в соответствие нормативной базы, развитию инфраструктуры и отдельных цифровых технологий, обеспечению информационной безопасности и внедрению цифровых технологий в государственное управление. Для решения этих задач в составе национального проекта были созданы девять профильных федеральных проектов. Цифровая трансформация госуслуг вошла в федеральный проект «Цифровое государственное управление», реализация которого предполагала:
— внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферу оказания госуслуг;
— достижение целевого состояния предоставления госуслуг (внедрение реестровой и проактивной моделей оказания услуг, экстерриториальность, типизация и стандартизация, многоканальность, машиночитаемое описание, исключение участия человека в процессе принятия решения при предоставлении госуслуг, единая система сбора обратной связи от получателей услуг);
— предоставление приоритетных массовых социально значимых госуслуг (МСЗУ) в электронном виде.
21 июля 2020 года был издан Указ Президента Российской Федерации № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Указ утвердил цифровую трансформацию в качестве одной из национальных целей и установил для нее четыре целевых показателя, которые должны быть достигнуты к 2030 году:
1. Достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления.
2. Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%.
3. Рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети интернет, до 97%.
4. Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.
Таким образом, доля МСЗУ, доступных в электронном виде, стала основным показателем цифровой трансформации госуслуг.
Перечень поручений Президента по цифровой трансформации госуслуг .
9 сентября 2020 года президент России В. В. Путин провел совещание с членами правительства, на котором в числе прочих рассматривался вопрос о ходе цифровой трансформации госуслуг. По итогам этого совещания 10 октября 2020 года был опубликован перечень поручений Президента РФ № Пр-1648.
Перечень поручений № Пр-1648 обозначил основные направления взаимодействия ФОИВ и РОИВ в сфере перевода в электронный вид государственных и муниципальных услуг.
Для регламентации работы президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее — президиум Правкомиссии) регулярно утверждает Планы перевода МСЗУ в электронную форму и перечень МСЗУ федерального уровня, подлежащих переводу (протоколы от 25.06.2021 № 19, от 10.12.2021 № 44, от 07.07.2022 № 25).
Органы исполнительной власти регионов утверждают перечни МСЗУ регионального и муниципального уровня, исходя из критериев, установленных в приказе Минцифры от 28.02.2022 № 143: услуга получает статус МСЗУ, если количество обращений за ней за предыдущий год превысило 40 тысяч.
Ознакомиться с перечнем МСЗУ Карачаево-Черкесской Республики можно перейдя по ссылке.
В мае 2021 года президент РФ В. В. Путин утвердил перечень поручений № Пр-753 по реализации послания президента Федеральному собранию Российской Федерации от 21.04.2021. В перечень вошло поручение до конца 2023 года обеспечить поэтапный переход к предоставлению 24 часа в сутки семь дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг. Основными принципами перевода стала «концепция 0 — 0 — 0»:
Концепция перехода к предоставлению 24 часа в сутки 7 дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан была утверждена распоряжением Правительства РФ от 11.04.2022 № 837-р. Концепция задает следующие направления оптимизации госуслуг для достижения ими целевого состояния:
· персонализированное информирование заявителя;
· навигация по жизненным ситуациям;
· автоматическое начало проактивного предоставления госуслуги;
· обращение за госуслугой по электронному каналу круглосуточно;
· электронное взаимодействие с заявителем;
· получение заявителем по своему желанию результата предоставления госуслуги в непрерывном режиме по электронному каналу, в постамате, МФЦ, по почте или с использованием курьерской доставки;
· автоматические межведомственные запросы;
· получение через ЕПГУ сведений из информационных систем, в том числе коммерческих.
В числе инструментов достижения целевого состояния госуслуги Концепция предлагает анкетирование и профилирование заявителей, «механизмы выявления реальных потребностей граждан», систематическое изучение пользовательского опыта граждан, дистанционное проведение осмотров с помощью видео-конференц-связи, сокращение сроков предоставления услуг.
Помимо Концепции, распоряжением № 837-р был утвержден план-график, предусматривающий оптимизацию процессов предоставления услуг в срок до 31 декабря 2023 года, и ежемесячный мониторинг качества предоставления госуслуг.
Таким образом, в России существует обширная правовая основа для цифровой трансформации госуслуг. Далее рассмотрим, какие есть показатели, оценки и рейтинги для достижения целей и решения задач цифровой трансформации госуслуг, а также как они рассчитываются.
Какая услуга считается переведенной в электронный вид: критерии и мониторинг
Приказами Минцифры России регулярно уточняются и обновляются методики расчета показателей федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика» и целевых показателей национальной цели «Цифровая трансформация» (приказ от 28.02.2022 № 143).
Показатель «Доля МСЗУ в электронном виде, предоставляемых с использованием ЕПГУ, от общего количества таких услуг, предоставляемых в электронном виде» рассчитывается на уровне РФ с учетом МСЗУ федерального, регионального и муниципального уровней.
На уровне каждого субъекта РФ рассчитывается показатель цифровизации по каждой отдельной услуге из перечня МСЗУ как отношение количества органов, оказывающих данную услугу в электронном виде, к общему количеству органов, оказывающих данную услугу. Услуга оценивается как переведенная в электронный вид на уровне региона, если показатель цифровизации по ней не ниже 0,5 в 2022 году и не ниже 0,95 в 2023 году.
Электронный вид госуслуги оценивается в соответствии с едиными требованиями по переводу МСЗУ в электронный формат, которые утверждены протоколом президиума Правкомиссии от 25.06.2021 № 19. Согласно единым требованиям, критериями перевода услуги в электронный формат считаются следующие:
· отсутствие в интерактивной форме услуги запроса документов и сведений, которые могут быть получены посредством межведомственного взаимодействия;
· ручное заполнение сведений в интерактивной форме услуги допускается только в случае невозможности получения указанных сведений из цифрового профиля;
· обеспечение автозаполнения форм из цифрового профиля;
· наличие в интерактивной форме услуги опросной системы для определения индивидуального набора документов и сведений, обязательных для предоставления в определенной жизненной ситуации заявителя;
· онлайн-оплата государственной пошлины и иных платежей (при наличии);
· подача и рассмотрение заявления без личного посещения органа власти или МФЦ;
· автоматическое формирование межведомственных запросов;
· онлайн-информирование в личном кабинете ЕПГУ заявителя о ходе рассмотрения заявления вне зависимости от канала подачи заявления (автоматические статусы);
· автоматизация процедур принятия решения в соответствии с критериями принятия решения;
· автоматическое формирование результата предоставления услуги в электронном виде;
· ведение электронного реестра решений;
· передача оценок качества оказания услуги в автоматизированную информационную систему «Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг».
Для нормативного обоснования автоматизированного мониторинга качества госуслуг в электронном виде в Положение о Едином портале госуслуг (утверждено постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861) был внесен дополнительно пункт 18. Этим пунктом обязанность по проведению автоматизированного мониторинга качества и сроков предоставления госуслуг возлагается на Минцифры России. Порядок мониторинга закреплен в специально разработанном «Стандарте мониторинга оказания сервисов». Процесс предполагает три вида мониторинга:
· технический мониторинг (контроль работоспособности информационных систем и скорости реагирования на инциденты);
· бизнес-мониторинг (контроль ключевых показателей работы сервиса, таких как доступность информации, эффективность обработки заявлений, эффективность доставки уведомлений, доля отказов, доля просроченных ответов и т. п.);
· ситуационный центр (уведомления о технических перерывах и обработке инцидентов).
Таким образом, четко определено, какую услугу можно считать переведенной в электронный вид. Также настроен мониторинг процесса оказания услуг, который позволяет сохранять предоставление услуг на должном уровне.